— Сейчас в кризисном центре для женщин 20 коек. Но перед Новым годом часть постояльцев разъехалась по родственникам. Это ведь семейный праздник, когда многие готовы приютить хотя бы на длинные выходные, — рассказала куратор проекта Ольга Абукина.
Но никто не ждет, к примеру, схиигуменью Александру. Ей 81 год, за свою жизнь построила 5 церквей, помогала нуждающимся людям, а сейчас сама оказалась без крыши над головой и средств к существованию.
Другая бабушка поступила в кризисный центр ночью и без документов: сгорели вместе с домом. Родных нет. Сразу устроить ее в социальный центр односельчане не смогли — в разгар пандемии у деревенской жительницы не оказалось отрицательного теста на ковид.
Третью старушку выгнал из дома, сломав ей руку, родной племянник. Причем так запугал, что она отказывается заявлять на него в полицию, хотя родственничек отнял банковскую карточку и тратит на себя ее пенсию.
Вообще жертвы домашнего насилия — частые гости Дома милосердия. Одна из женщин, к примеру, сбежала сюда с детьми из Москвы. Побоялась, что ближе окаянный супруг отыщет и снова изобьет. И поскольку статистика свидетельствует, что пик жестокого обращения в семье наступает именно в праздники (когда нередки алкогольные возлияния), сотрудники кризисного центра принимают пополнение именно в Новый год. Алгоритм отработан: предоставить чистую постель, еду и одежду, помощь психолога и возможность обдумать ситуацию, варианты выхода из нее.
Пандемия, конечно, негативно повлияла на многое: обострились проблемы, люди чаще впадают в гнев и отчаяние, жестче обращаются с родными. Благотворительные организации, и Красный Крест в их числе, испытывают большие трудности со спонсорами — многие предприниматели, помогавшие раньше деньгами, стройматериалами, продуктами, закрывают бизнес. Дом милосердия сейчас не в силах погасить задолженность по коммунальным платежам. Но сотрудники очень стараются не терять оптимизма, придерживаясь принципа «кто поможет, если не мы?».
Самые разные направления приходится осваивать. Недавно подали заявку на конкурс президентских грантов по новой для Чебоксар теме — очень уж большое впечатление произвела работа коллег. Социализацией выросших детей-инвалидов всерьез сейчас мало кто занимается, и в каждом городе есть такие беспомощные люди, от которых старики-родители боятся отойти даже на пару часов. В свое время папам-мамам было проще обслужить их самостоятельно, чем наблюдать мучительные попытки освоить душ, холодильник, стиральную машинку… В результате больше всего на свете родители (а чаще одинокая мама — будем честны, такой крест отцы нередко перекладывают на хрупкие плечи женщин) боятся слечь в больницу или умереть, оставив несчастное чадо в совершенном одиночестве.
Проект предусматривает «тренировочные» квартиры, в которых педагог обучает таких не приспособленных к быту инвалидов самостоятельной гигиене, уборке, заказам и готовке еды, стирке, общению и работе в интернете. Особенность проекта в том, что делается это не для «одиночества в четырех стенах». Лучшие результаты достигаются, когда несколько человек соревнуются, общаются, видят для себя перспективы дружбы и сотрудничества. С другой стороны, время обучения дает родителям возможность отлучиться, решить какие-то бытовые проблемы, поправить собственное здоровье. Цель проекта — разорвать замкнутый мир, дать человеку веру в себя и в лучшее будущее.
— О таких проблемах в нашем обществе даже говорить-то не принято, — отмечает Ольга Абукина. — Но мы надеемся, что удастся развернуть работу в этом направлении. Коллеги достигли впечатляющих результатов: их подопечные не просто освоили обычный квартирный быт, выход на улицу, общение между собой и окружающими людьми. Они путешествуют! Карта на стене пестрит флажками — так отмечены уже посещенные места и те, о которых пока только мечтают. Всем нам нужно шире смотреть на мир и ставить достойные цели.