О темах дня, делах и планах
Версия для печати
Вт, 27.10.2020
Продолжение интервью с Главой Чувашской Республики О.А. Николаевым

— Мы так долго, так тщательно разрабатывали Комплексную программу социально-экономического развития Чувашской Рес­пуб­лики на 2020 — 2025 годы. Там, кстати, много чебоксарских проектов, масштабных, нужных городу. Обсудили, утвердили. И тут — пандемия, сложная экономическая обстановка. Будете «ужимать» Программу, Олег Алексеевич?

— Ни в коем случае ничего не будем ужимать. Почему? Хотя бы потому, что определяются совершенно новые формы вовлечения инвестиций, в том числе частного бизнеса, для строительства школ, больниц и иных социальных объектов. Как раз нужна такая Комплексная программа, когда инвестор видит, что город и в целом республика понимают, что собираются делать в ближайшие пять лет.

Помимо всего, это серьезный инструмент управления республикой. Сейчас проводим мониторинг по муниципалитетам. В ближайшее время будем смотреть, как Чебоксары реализуют Комплексную программу, какой проект на какой стадии находится. Все ли проекты, которые были предусмотрены на текущий период, взяты в работу. Если нет, почему это произошло.

— Вы назвали Чебоксары локомотивом продвижения республики. И теперь хотите узнать, тянет столица или не тянет?

— Город Чебоксары является мощнейшим центром концентрации науки, производства, инноваций, трудовых ресурсов. Центром образования, культуры и других важных направлений, необходимых в целом для развития республики. Так что столица была и остается нашим локомотивом. Только с передовых и спрос больше. Справедливо старое доброе выражение «от каждого по способностям, каждому по потребностям».

— Хорошее выражение, и про потребности обязательно еще поговорим. Давайте пройдемся по некоторым важным проектам. Третье транспортное полукольцо, без которого город однажды просто замрет. Объект вошел в Комплексную программу, Вы его поддержали. И на какой он сейчас стадии?

— Не только я поддержал. Я еще и инициировал как одну из тем для разговора с Президентом России и получил поддержку Президента. Сейчас ведем активную работу с Министерством транспорта РФ. Весь объект стоит 21 млрд рублей, его реализация разделена на три этапа.

На первый этап — 5 с половиной млрд рублей — федеральные деньги, а 100 млн готова вложить Чувашская Республика. Есть большие шансы начать работу на объекте уже в следующем году.

— Чебоксарский аэропорт значится как международный. Когда он действительно поднимется до такой высокой планки?

— Составлена дорожная карта по реконструкции. И согласно этому плану к концу следующего года должен функционировать кардинально обновленный аэропорт с пропускной способностью 300 пассажиров в час.

— Это реальный срок или протокол о намерениях?

— Проектно-сметная документация разработана, находится на экспертизе. Заключение ждем в ноябре. А в декабре — январе есть планы приступить к реализации. Уточню: речь идет не о строительстве нового аэровокзала, а о реконструкции без остановки деятельности аэропорта.

— Наверное, цивильный аэропорт повысит интерес к нашим воздушным воротам.

— Не сомневаюсь. Сейчас самолеты летают в Москву и Санкт-Петербург, в летнее время — Сочи и Симферополь. Из-за пандемии не было рейсов в Турцию, хотя планировались. Надеюсь, в будущем воздушное сообщение восстановится. Уже сейчас есть подтверждение предполагаемых полетов в новых направлениях. Это самолеты из Екатеринбурга в Минводы, с Урала — в Краснодар с посадкой в Че­боксарах. Увеличится интенсивность полетов в Москву и северную столицу, на эти маршруты и сейчас спрос большой, их надо «разгрузить».

— Найдутся ли средства на строительство в Чебоксарах новых школ и детских садов?

— Эти объекты предусмотрены в Комплексной программе, закладываются в бюджеты следующих годов. Во время приезда в Чебоксары министра образования РФ Сергея Сергеевича Кравцова мы договорились, что уже в этом году постараемся начать строительство школы в микрорайоне «Университет». Если сейчас не получится — в следующем году уж точно.

— И финансирование будет?

— Конечно. Без денег даже начало строительства невозможно. Следом школа в микрорайоне «Лента», в «Садовом» учебное заведение начнет функционировать уже в 2022 году.

По детским садам тоже большие планы. В этом году начинаем три новых садика, дальше тоже будем уделять особое внимание таким объектам. Помимо бюджетных средств, собираемся вовлекать частных инвесторов по концессионной схеме.

— Это как? Для непосвященных объясните, пожалуйста, на пальцах.

— Смоделируем ситуацию. Имея на руках планы развития сети школ и детских садов, мы выделяем земельные участки, проектируем эти объекты. А дальше рассчитываем на то, что к нам будут поступать бюджетные средства и соответствующим образом их расписываем, например, на пять лет. Приходит концессионер и говорит: «Я готов все построить уже в следующем году». Получается, что то, что мы планировали построить за пять лет, возводится за один год. Концессионер строит и оплачивает расходы. А когда приходят бюджетные средства, мы ему возвращаем затраченное.

— И он соглашается?

— Соглашается, он же закладывает определенный процент на прирост. Но государству это выгодно, потому что за пять лет стоимость строительства увеличивается больше, чем тот процент. В выигрыше все: государство — потому что в итоге оно меньше платит, концессионер — потому что получает доходы. А в главном выигрыше население — потому что получает здесь и сейчас востребованные объекты.

— Теперь понятно. Двигаемся дальше. Есть ли реальные перспективы по развитию Заволжья?

— Не просто перспективы, там колоссальные возможности. По первоначальному плану газ должен был появиться там в 2022 году, но после нашей совместной работы с Газпромом, встречи с Алексеем Борисовичем Миллером сроки удалось сократить на год. Уже в этом году все трубы в Заволжье будут подведены и поставлены под давление. К концу следующего года Заволжье получит газ для промышленного и частного потребления.

В плане перспективного развития заволжской территории мы предполагаем зарезервировать обязательные объекты, которые будут иметь социальное значение для развития в целом Чебоксар и Заволжья как части этого города. С другой стороны, будем способствовать привлечению туда частных инвесторов для создания объектов туристической инфраструктуры — оздоровительной, развлекательной и т.д. Поэтому Заволжье, я думаю, в ближайшие три — пять лет ждет очень бурное развитие с появлением интересных и привлекательных объектов не только для жителей Чувашии, но и для гостей, которые будут сюда специально приезжать.

— А что со стадионом «Волга»? О нем не забыли?

— Не забыли. Благодаря огромнейшим усилиям руководства республики, депутатов Госдумы — прежде всего Анатолия Геннадьевича Аксакова — этот объект включен уже на следующий год для начала масштабной реконструкции, и в течение трех лет мы планируем завершить работу по созданию там современнейшего многофункционального спортивного комплекса. В бюджет заложено.

— В бюджет республики?

— В федеральный прежде всего. Мы на софинансировании. По прикидкам потребуется более одного миллиарда рублей. Часть объектов будем строить с привлечением концессионеров, которые проявят интерес и с точки зрения их дальнейшего использования в коммерческих целях. Подчеркну — отдельные объекты.

— Если позволите, продолжу о потребностях города. В этом году в Чебоксарах активно взялись за благоустройство дворов. Стимулировала существенная финансовая помощь республики. Есть надежда, что и в следующем году Вы поддержите столицу в рамках программы «Комфортная городская среда»?

— Поставлена задача продлить программу благоустройства дворовых территорий на следующие три года. Основное внима­ние — городам, в том числе Чебокса­рам.

— Не в том числе, мы — столица.

— Само собой.

— Простые чебоксарцы тоже стали участвовать в создании комфортной среды проживания. Через инициативное бюджетирование, когда горожане вкладывают собственные средства в актуальные для них проекты, а львиную долю расходов берет на себя государство. Надо развивать такое направление?

— Доля инициативного бюджетирования ничтожно мала относительно других инвестиций. Это важная составляющая, но лишь как инструмент помощи конкретным людям в конкретном месте в конкретное время. Но если горожане вносят свои деньги, значит, это кричащая для них проблема, и ею обязательно надо заниматься.

Помогает услышать чебоксарцев и портал «Открытый город». Очень правильный способ коммуникации с жителями.

— Спрошу о коммуникациях другого рода. Где застряли обещанные троллейбусы для Че­бок­сар и Новочебоксарска? Пом­нится, речь шла о 68 единицах.

— Они нигде не застряли. Согласно заключенным контрактам первые троллейбусы мы должны получить в конце октября, остальные — в двадцатых числах декабря.

— Ходят разговоры, что это б/у электротранспорт.

— Нет, это абсолютно новые машины, которые нам предоставило Министерство промышленности и торговли РФ при содействии его руководителя Дениса Валентиновича Мантурова. Вы знаете, что Чувашия попала в число 10 наиболее отстающих в социально-экономическом развитии регионов. Куратором по выводу нашей республики из этой ситуации назначен Денис Валентинович. Чувствуя ответственность за регион, он изыскал возможность дополнительно к тому миллиарду рублей, который мы получили на реализацию программы по выводу республики из кризисной ситуации, еще 1 млрд 172 млн рублей. Эти средства были целевым образом выделены на покупку троллейбусов. И на этом поддержка не закончилась. В нынешнем году Чувашия получила машины скорой помощи на 100 млн. И все школы республики в целях безопасности будут оснащаться умным утренним фильтром. В Чебоксарах в 5-й гимназии и школе в «Новом городе» уже установили в опытном порядке.

— В троллейбусной теме мы упомянули Новочебоксарск. Ког­да-то бурно обсуждалась воз­мож­ность объединения наших го­ро­дов. Идея не прошла. А сейчас быстро растущий «Новый го­род» и вовсе сдвигает границы. Ка­ко­во Ваше мнение на сей счет?

— Тут не мое мнение важно. Да, физически эти города уже объединились, но юридически это два муниципалитета. Решение зависит от жителей. Если население захочет, конечно же, это произойдет.

— И в заключение такой вопрос. На церемонии вступления в должность нового главы города Вы пожелали ему больше внимания обратить на внешний облик Чебоксар. Что имелось в виду?

— Что Чебоксары прежде всего столица именно Чувашии. Вот въезжаешь в Казань и сразу видишь, что это столица Татарстана. У нас пока люди такого не замечают. Я это имел в виду.

— Спасибо за беседу.

Теги:
комментировать
Комментарии
0
Примечание
Администрация портала оставляет за собой право модерировать комментарии, исходя из соображений сохранения конструктивности обсуждения материалов и соблюдения законодательства РФ. Не допускаются комментарии, содержащие нецензурную брань, оскорбления, разжигающие межнациональную рознь, возбуждающие ненависть или вражду. IP-адреса пользователей, не соблюдающих эти требования, могут быть переданы по соответствующему запросу в правоохранительные органы.
Имя:
E-Mail:
Комментарий:
ссылка на рубрику «Диалог с властью»
КАЛЕНДАРЬ
Архив газеты
Соблюдаете ли Вы ограничения в общественных местах и общественном транспорте?
Да, ношу маску, потому что она защищает меня
Да, ношу маску, потому что она защищает других
Да, соблюдаю социальную дистанцию
Нет, я не верю в эффективность этих мер
Затрудняюсь ответить
голосовать
Сб, 16.01.2021
«да нынешние дети и супов не едят, им лучшее - в макдональдсе... »
Сб, 16.01.2021
«СОБАКИ ЛУЧШЕ ЛЮДЕЙ.В НИХ ЕСТЬ СОВЕСТЬ И ЛЮБОВЬ... »
Пт, 15.01.2021
«В Чувашию поступила партия из 2 тысяч доз вакцины «Гам-КОВИД-Вак». Желающие привиться могут обратиться в поликлинику по месту жительства или записаться через единую горячую линию по номеру 122.... »
МЕДИАГАЛЕРЕЯ
video photo
© Сайт газеты «Чебоксарские новости», 2013.
Все права защищены.
При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на www.chebnovosti.ru обязательна.
Разработка сайта: Iserv
Яндекс.Метрика