Новости | Студенческий инклюзивный театр в Чебоксарах ставит спектакль «Как избежать зла»

Сб, 02 ноября 2019 09:01

Студенческий инклюзивный театр в Чебоксарах ставит спектакль «Как избежать зла»

Звонок на урок. В кабинет вальяжно, будто презентуя себя, друг за другом входят ученики. В дверях появляется паренек с модной стрижкой, с порога небрежно бросает на парту портфель. Подростки. В переходном возрасте им особо хочется выделиться из толпы, на все они реагируют обостренно. Тут в классе появляются двое новеньких — братья общаются друг с другом на понятном только им языке прикосновений. Классу такие новички явно не нравятся. Сюжет завязался.

В Чувашском государственном институте культуры и искусств ставится спектакль «Как избежать зла» по пьесе современного драматурга Даны Сидерос «Всем кого касается». Вузовский проект «Сту­ден­ческий инклюзивный театр» получил грантовую поддержку от Федерального агентства по делам молодежи. Как отмечает ректор ЧГИКИ Наталья Баскакова, в последние годы практикуется совместное обучение обычных детей с ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Проект направлен на решение проблемы социального одиночества подростков с ОВЗ и на воспитание у молодых толерантности к особенным людям.

Роли в новой постановке играют первокурсники направления подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников» и ученики чебоксарской школы для обучающихся с ОВЗ № 3. На начальном этапе репетиции проходят в ученической аудитории, на импровизированной сцене расставлены обычные стулья (действие разворачивается в классе), чуть поодаль стоят переносные ширмы.

Из-за кулис появляется молодая классная руководительница Софья Алексеевна. Уверенным, поставленным голосом рассаживает по местам подопечных и начинается урок. Слова юной артистки звучат убедительно, словно девушка всю жизнь преподавала в школе. Сценическую речь и актерское мастерство студенты осваивают в институте. Не обходится и без индивидуальных занятий — самостоятельных дома или в паре с партнером. И не признают в качестве помощника зеркало. «Когда смотришь на себя в упор, следишь за мимикой. А роль надо проживать, пропустить через себя. Моя героиня только получила диплом об окончании педагогического университета и сразу устроилась на работу. Пытается говорить с молодежью на современном языке и стремится изменить отжившие формы обучения», — в перерыве познакомила корреспондента «ЧН» со своим персонажем первокурсница института Ольга.

Над спектаклем работает весь курс. Рядовая ситуация — два приглашенных актера запамятовали, когда им вступать в диалог. Режиссер щелчком пальцев напомнил. Старшеклассники специализированной школы Даниил и Алексей ходят не на все репетиции, а только после уроков. Ребята постарше понимают: чтобы раскрепоститься, требуется время. Поэтому со своей стороны студенты постарались на репетициях создать доброжелательную обстановку.

По сценарию школьники играют братьев Мишу и Костю. Один из них немой, другой, как выяснится позже, долгое время не видел, пока не сделали операцию на глаза. Поначалу особый язык новичков вызывает недовольство и насмешки у класса. Представляешь, как в дальнейшем развернутся события: юные снобы изведут не похожих на остальных ребят, затем возникнет непримиримый конфликт учеников и учителей. Такая сцена есть в сюжете, однако все произойдет немного иначе.

Помимо актерского состава в постановке задействованы суфлеры, в руках они держат распечатанный текст. «Прикасаешься к виску, затем берешь партнера за большой палец и поднимаешь вверх, плавно отпускаешь», — подсказывают они молодым артистам, как в точности воспроизвести тот или иной элемент языка жестов. И школьники, и студенты знакомятся с ним впервые на репетиционной площадке. Драматург написала свой язык касаний. «В нашем произведении он максимально тактильный. Сначала показался неудобным, нарушающим личное пространство. Когда в школе с друзьями общаемся, мы никого не трогаем», — улыбнулся 16-летний Даниил. С малых лет юноша грезил об актерской карьере. В стенах своей школы регулярно участвует в творческих мероприятиях, не раздумывая согласился выступить на новой площадке. Режиссер доволен игрой и стараниями юного исполнителя.

По ходу пьесы между темпераментными подростками происходит драка. Махать кулаками разрешено понарошку, однако из зрительного зала смотрится всерьез. Этому мастерству студенты специально обучаются. Важно, чтобы сцена выглядела правдоподобно.

Первая половина спектакля практически готова, над второй творческая группа усиленно работает. Преподаватель не делает строгих замечаний. Помогает подсказками, ведь ребята только учатся. В одной из мизансцен неожиданно обнаруживается «пустота», и постановщик делает пометку в блокноте: добавить музыкальный фрагмент.

Премьера «Как избежать зла» назначена на середину ноября. Молодые артисты также представят свою работу в школах, ссузах и коррекционных образовательных учреждениях. Они погрузят публику в драматические ситуации, связанные с вовлечением в школьный образовательный процесс особенных подростков, и подскажут, как разрешить конфликты, возникающие в процессе инклюзивного обучения.

Постоянный адрес в Интернет: http://chebnovosti.ru/News.aspx?id=90438f9f-3a0e-4935-93ad-764445a821b1


2012-2019
© При использовании материалов ссылка на данный сайт обязательна